Главная Советы психолога

 

ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАТИВНОСТЬ

 

Поскольку одним из ключевых моментов в решении любых задач является общение и, в частности, коммуникативность личности, считаем необходимым особенно подробно остановиться на изложении самого понятия деловая коммуникативность, обращая Ваше внимание на психологическую, моральную и экономическую эффективность адекватного ведения переговоров, бесед, дискуссий, особенно в деловых отношениях.

Деловая коммуникативность, как черта характера, в основном предусматривает способность личности найти подходящую тему для вовлечения собеседника (партнера, подчиненного, начальника) в беседу при следующих условиях:

·       собеседник может быть малознакомым или незнакомым;

·       уровень интеллекта, эрудированность, осведомленность в вопросах предстоящей дискуссии собеседника могут быть не известными (высокими, достаточными или наоборот);

·       необходимость беседы и готовность к ней может быть неодинаково мотивированной для обеих собеседников;

Поскольку способность быть общительным не означает просто разговорчивость во всех случаях, когда другие не могут первыми "нарушить молчание" или ловко "вставить" смешную прибаутку, то требования к данному качеству характера несколько другие:

·       способность четко для себя сформулировать задачи беседы в зависимости от двух факторов: от того, с кем предстоит беседа (подчиненный - начальник; начальник - подчиненный; партнер - партнер; работодатель - кандидат на должность; претендент на должность - работодатель; руководитель - конкурент и пр.) и от того, какую цель преследует беседа в каждом из перечисленных (и прочих) сочетаний;

·       умение объективно оценить ситуацию, личность оппонента после одной - двух реплик собеседника;

·       умение манипулировать слабыми сторонами или неподготовленностью самого собеседника, не задевая его самолюбия, не настораживая его и не восстанавливая против себя;

·       умение чувствовать подвохи или "сети", в которые пытается затянуть собеседник, тем более если они нежелательны или ставят инициатора беседы в неловкое положение и, тем не менее, держать инициативу беседы в своих руках, не давать увести себя так "далеко", чтобы надо было начинать все сначала;

·       наличие чувства "ритма" беседы: вовремя сделать паузу, которая скажет больше, чем слова, или наоборот, усилить словесную "атаку";

·       готовность к неожиданному повороту событий, к ретированию или изменению изначальной цели беседы, что связано с умением прогнозировать возможные варианты перехода на разные уровни дискуссии (конкретные, деловые, информационные, обмен мнениями, составление перспективных планов или просто ознакомительные "реверансы", разведывательные "набеги", разрешение или урегулирование конфликта и пр.).

Не менее существенным моментом общительности является эмоциональная атмосфера, которая присуща инициатору беседы, общения или дискуссии. Следует учитывать истину, что эмоциональный тон передается легче и быстрее собеседнику, чем вирус гриппа. Не следует удивляться плохой коммуникативности (беседа не слагается), если инициатор беседы в плохом, подавленном или злобном настроении, оно моментально передается собеседнику, настораживает его и вызывает желание, побыстрее свернуть дискуссию, уйти.

Кроме хорошего настроения и искренности достичь желаемого результата в беседе поможет доброжелательность самого тона общения, отсутствие категоричности и прямолинейности, даже если мнения, положения, факты принципиально не совпадают.

Доброжелательность не означает уступок во всем или игнорирование факта изначально противоположных позиций. Это - терпеливость, вежливость, умение слушать и выслушивать до конца собеседника, это величайшее искусство общения, которое слагается из опыта, таланта, знаний основ психологии личности и межличностных отношений.

Талант, одаренность в ораторстве может быть врожденным качеством, но этому можно и научиться - дипломатично обходить острые "углы" и одновременно улавливать позицию собеседника, уметь вовремя делать незначительную уступку, чтобы выиграть в крупном впоследствии, осторожно указывать на невыгодность или неудобства претензий, предложений, позиций собеседника, не ущемляя и не сводя на нет его надежды, планы и самое главное - значимость его как личности, его самолюбие, самооценку.

 

- Условия и методы достижения эффективности в деловом общении;

- Рекомендации для руководителя (работодателя) по общению с подчиненным в конфликтных или предконфликтных ситуациях;

- Рекомендации для подчиненного в общении с руководителем в конфликтных или предконфликтных ситуациях.

 

Rambler's Top100