Главная Советы психолога Деловая коммуникативность

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ (РАБОТОДАТЕЛЯ) ПО ОБЩЕНИЮ С ПОДЧИНЕННЫМ В КОНФЛИКТНЫХ ИЛИ  ПРЕДКОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

В конкретных случаях (предконфликтных или конфликтных) руководителю следует использовать следующие правила:

·       разговаривая о сложившейся ситуации, категорически нельзя переходить на личность, это только отдаляет решение вопроса или обостряет ситуацию;

·       никогда не искать виновного, тем более в его присутствии, а выявлять причины, приведшие к ошибке, проступку или нарушению; развивать дискуссию на эту тему, давая приоритет в высказываниях о причинах самому собеседнику, вместе анализировать свою и его позиции, стремиться достичь консенсуса в этом вопросе, подчеркивая равнозначность мнений, но не с позиций силы, авторитарности или должностного уровня;

·       необходимо предоставить человеку возможность высказаться (исповедаться, выплакаться, пожаловаться - в любой форме), освободиться от накопленных переживаний (обиды, тревоги, ущемленного или уязвленного самолюбия и др.), возможно и невысказанных претензий к самому руководителю; именно это "высвобождение" имеет значительное воздействие (психотерапевтическое) на будущее поведение данного подчиненного (больше, чем мораль, угроза увольнения или др. воспитательные меры), поскольку:

a)     цель беседы не заключала в себе унижение личности, а коллегиальный поиск объективного выхода из сложившейся ситуации;

b)    он на деле убедился в корректном, доброжелательном и объективном отношении к себе руководителя, прочувствовал заботу о себе, интерес к своей личности;

c)     он останется высоко мотивированным (положительно) в дальнейшей деятельности, даже если до этой беседы он колебался в чувстве преданности делу.

 

Rambler's Top100