Главная Советы психолога Деловая коммуникативность

УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Первыми условиями на пути к обучению деловой общительности являются:

·       наличие высоких волевых способностей к регуляции, контролю и дисциплины своих эмоций, их внешнего проявления (расслабленность в движениях, раскованность, улыбка на лице должна соответствовать выражению мимики в целом - "улыбаются" не только губы, зубы, но все мышцы лица, особенно глаза);

·       интеллигентность, великодушие - способность вести на равных беседу любого уровня, никогда и ни в чем не подчеркивая равность или различие;

·       никогда не говорить с позиции силы, угрозы или бравады. Превосходство, если оно есть, не надо обозначать словами, "товар показывают лицом" и этим все сказано, а "рекламировать" достоинства товара, услуг, возможности организации надо с единственной целью - заинтриговать, заинтересовать (хотя этим должен заниматься профессионал).

Другие, не менее важные способности:

·       умение никогда не начинать ответ словами "нет" или отрицанием вообще;

·       абсолютная информированность в деле, которым занимаешься и, по возможности, в делах собеседника;

·       умение признавать свои ошибки (необязательно публичное "самобичевание"), не указывать на ошибки собеседника, тем более в присутствии других и никогда не повторять единожды высказанное замечание;

·       способность держать данное слово, что говорит о взвешенности и обдуманности обещаний, об обязательности и ответственности, и, конечно, об исполнительности.

Если эти данные уже есть, то обеспечены:

·       высокий успех в любом деле и начинании;

·       высокий рейтинг, социальный статус, уважение делового человека, а может и лидера, с мнением которого всегда будут считаться, а общение с такой личностью остается желаемым.

Но портрет не будет завершен без некоторых конкретных рекомендаций, касающихся наиболее "сокровенных тайн" психологии общения.

Когда ситуация находится на "грани" (то ли ссоры, то ли конфликта) напряжения, накала, необходимо иметь силу воли вставить шутку или вспомнить событие, чем-то напоминающее данную беседу, но шутливого содержания и исхода. Этот же прием удобен, когда чувствуется, что собеседник никак не может расслабиться самостоятельно - юмор всегда расслабляет и располагает к беседе.

Если заведомо известно, что тема дискуссии отрицательная для собеседника (сообщение эмоционально отрицательное) - шутки, юмор неуместны, необходимы другие психологические приемы, которые вначале должны подготовить собеседника к предстоящей беседе. В случаях, когда необходимо проводить беседу с человеком, отрицательно настроенным как к беседе, так и к тому, кто ее инициирует - используются те же приемы, но более широкого спектра воздействия с целью не только подготовить но и расположить к себе[1], к предстоящей беседе:

·       никогда не позволять себе обращение на "ты" именно в такой беседе, тем более если ранее никогда не обращались друг к другу фамильярно;

·       беседу следует начинать серьезно, но не с трагическим выражением лица (если конечно, по вине собеседника не случилась катастрофа или что-то экстраординарное), усугубляя и так неприятное содержание беседы;

·       проявлять искренний интерес к личности самого собеседника, его проблемам и всему тому, что он будет высказывать (человек по своей природе эгоцентричен, он очень любит себя, даже не осознавая этого и он рад тому, что может "быть еще кому-то интересным", это с одной стороны, а с другой - готовность к аффилиации, стремление поделиться своими мыслями и настроением, напрямую связанным со снижением тревожности, стрессовости, способствует подготовительному процессу, который очень важен на данном этапе беседы);

·       найти рациональное зерно в каком-либо из высказываний собеседника и провоцировать его развить эту мысль, даже если на короткое время эта дискуссия уведет в сторону от центральной темы беседы;

·       спрашивать мнение о том или ином факте, общеизвестном явлении, одобрить или искренно проявить интерес к этому мнению, позиции.

 


[1] Примечание:

Способы "разговорить", расположить человека к беседе:

проявлять искренность и интерес к его проблемам, к нему самому (без переключения разговора на другие темы, без критических оценок любых высказываний собеседника), демонстрировать доброжелательность и мягкость в общении;

можно затронуть следующий ряд вопросов:

1) каково материальное состояние человека в данный момент, состав семьи, кто обеспечивает семью, какова его роль в семье...;

2) какие жизненные "опоры" (родственники, друзья), каков их социальный статус и каковы его личностные ресурсы (способность переучиваться, переквалифицироваться или какое-то мастерство);

3) какие имеются возможности трудоустройства, располагает ли он связями, деловыми знакомствами;

4) каково его настроение, реальные планы и надежды.

В зависимости от полученной информации работодатель осторожно дает какие-то конкретные практические советы, напутствия, параллельно оптимизируя его надежды, стремясь повысить фон настроения. Уместно, если это реально, предложить свою конкретную помощь (в виде совета), особенно в случае столкновения с трудно решаемой ситуацией в будущем.

 

 

Rambler's Top100