АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Административная ответственность за нарушение положений трудового законодательства установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), утвержденным Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, а также отдельными федеральными законами, но только в части, не противоречащей КоАП РФ. К нарушениям, которые могут повлечь за собой привлечение должностных лиц организаций к административной ответственности, можно отнести:
К ответственности по статье 5.27 КоАП РФ могут быть привлечены к ответственности должностные лица организаций, допустившие нарушения не только положений, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, но и: - Федерального закона от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"; - Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"; - Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; - Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях"; - Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; - Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативно-правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"; - Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда"; - Других нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
К административной ответственности должностные лица организаций, могут быть привлечены: - за несоблюдение письменной формы трудовых договоров и заключение срочных трудовых договоров в случаях, когда должны заключаться договора на неопределенный срок; - за несоблюдение требований о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца; - за несвоевременную выплату заработной платы; - за непредоставление или предоставление меньшей продолжительности ежегодных отпусков; - за непрохождение обучения по охране труда; - за нарушения, допущенные при приеме работников на работу и увольнении их с работы.
Дисквалификация (на срок от 1 года до 3 лет) - лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания. - Дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом. - Дисквалификацию следует отличать от лишения специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). - Дисквалификация устанавливается и назначается только в качестве основного административного наказания, в то время как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания. - Дисквалификация назначается лишь в случаях, прямо предусмотренных санкцией соответствующей нормы КоАП РФ, в то время как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания может назначаться и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
- Право осуществлять проверки соблюдения в организациях положений трудового законодательства, по результатам которых лица, виновные в нарушениях, могут быть привлечены к административной ответственности, в соответствии с положениями ТК РФ, КоАП РФ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года № 78 "О федеральной инспекции труда" предоставлено должностным лицам Федеральной инспекции труда Минтруда России. - Свои функции Федеральная инспекция реализует путем проведения плановых и внеплановых проверок по контролю за соблюдением положений трудового законодательства. Проверки осуществляют сотрудники Федеральной инспекции, как государственные инспекторы труда (могут делиться на правовые и по охране труда).
Афоризмы, поговорки, пословицы - "Права и обязанности работодателя (руководителя)", "Правила поведения", "Урегулирование разногласий", "Трудовые обычаи, традиции". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||