ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ ТРУДА
При проведении мероприятий по контролю сотрудники Федеральной инспекции не вправе: - проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Федеральной инспекции; - осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемой организации; - требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся в том числе и к предмету проверки; - требовать образцы (пробы) продукции для проведения исследований, испытаний и экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами; - распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Несмотря на тот факт, что статья 7 Закона № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" предусматривает собой проведение проверок организаций только на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля, необходимо учитывать положения Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому в правах сотрудников Федеральной инспекции беспрепятственно проходить на основании предъявляемых удостоверений в любую из организаций. При проведении проверок государственные инспекторы вправе требовать от работодателей и иных должностных лиц организаций предъявления документов, относящихся к предмету проверки, без учета того обстоятельства, могут ли такие документы квалифицироваться (относиться) должностными лицами проверяемых организаций как документы, содержащие конфиденциальную информацию. В частности, при проведении проверок соблюдения положений трудового законодательства, могут быть истребованы трудовые договоры, коллективные договоры, положения по оплате труда, приказы (распоряжения) администрации, первичные документы по оплате труда, учета рабочего времени, учета кадров и т.п. Инспектору должны быть предъявлены любые документы, требуемые им и относящиеся к предмету проверки. В свою очередь сами инспекторы должны обеспечить конфиденциальность полученной ими при проведении проверки информации. В противном случае они могут быть привлечены к установленной ответственности. Права по истребованию от работодателей любых документов, относящихся к предмету проверки, закреплены за государственными инспекторами труда ст. 357 ТК РФ. В соответствии с положениями статьи 9 Закона № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" по результатам каждой из проверок ревизующим должен быть составлен акт установленной формы в 2-х экземплярах. К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения ревизующих должностных лиц и работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю. За отказ от дачи объяснений по фактам нарушений положений трудового законодательства должностные лица проверяемых организаций могут быть привлечены к административной ответственности. Один экземпляр акта с копиями приложений должен быть вручен руководителю проверяемой организации или его заместителю под расписку либо направлен посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. В случае выявления административного правонарушения, ревизующим составляется протокол и выдаются предписания об устранении выявленных нарушений. При ведении в организации журнала учета мероприятий по контролю, ревизующий вносит в него запись о проведенной проверке с указанием наименования ревизующего органа, дате, времени проведения проверки, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверке, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, должность. Запись заверяется подписью. Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в составляемом акте об этом факте делается соответствующая запись. Выявленные государственными инспекторами труда правонарушения могут быть длящимися или оконченными. Нарушения, допущенные в прошлые периоды и не устраненные на момент проведения проверки, квалифицируются проверяющими как длящиеся, и при выявлении виновных в нарушении должностных лиц, они могут быть привлечены к административной ответственности, если только не пропущен двухмесячный срок с момента обнаружения правонарушения по день вынесения постановления. Если нарушение было устранено, оно является оконченным, и к административной ответственности виновные лица могут быть привлечены в течение двух месяцев со дня его устранения. В указанные выше сроки ревизующими должно быть вынесено постановление о выявленном (совершенном) правонарушении. По каждому из выявленных правонарушений оформляется протокол в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему, по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Если виновное лицо отсутствует или отказывается от ознакомления и получения протокола, он направляется ему по почте по месту работы или жительства. В оформленном постановлении указываются реквизиты, по которым следует произвести уплату штрафа. Если штраф не будет уплачен в установленный срок, постановление передается в бухгалтерию организации, в которой работает виновное лицо, привлекаемое к ответственности, или в службу судебных приставов для принудительного взыскания. На основании оформленного протокола инспекторами выдается обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, в котором указывается какие нарушения и в какие сроки следует устранить. Об исполнении выданных предписаний, организации должны сообщать в Федеральную инспекцию. В соответствии со статьей 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю в порядке подчиненности и (или) в судебном порядке.
|
|||||