Главная Советы психолога Аспекты общения руководителя с подчиненными в зависимости от стиля руководства

 

Психологическое воздействие на личность с целью оптимизации эффективности общения руководителя с подчиненными

 

Умение общаться - это настоящее искусство, требующее знания психологии человека. В общении огромную роль играет не только речь: как обращаются к собеседнику, соответствуют ли слова тону высказывания (порой мы, сами того не осознавая, хотим сказать одно, а говорим другое или вообще не находим слов для выражения мысли или чувства), но также мимика, жесты, позы, взгляды, организация пространственного общения (для разговора начальника с подчиненным требуется обычно соблюдение большой пространственной дистанции и избегание долгих прямых взглядов).

Рекомендации:

1)     необходимо избежать прямолинейность и категоричность в замечаниях и выражения с оттенком унижения личности:

Ваше умение слушать обернется к Вам наилучшей стороной: окажет огромное влияние на подчиненного, поможет ему раскрыться перед Вами и позволит быть предельно искренним. Безучастное и равнодушное выражение Вашего лица может привести к обратному результату. Для более эффективного общения с подчиненными желательно:

·       не использовать обидных слов и выражений в межличностном общении (говоря, что Ваш подчиненный лентяй, Вы можете обидеть человека; в том случае, если нет никакой реакции на Вашу реплику - это означает равнодушие к Вашему мнению);

·       не употреблять метафоры и сравнения в речи (типа "Что ты краснеешь, как помидор!" или "У тебя абсолютно отсутствующий вид"). Несмотря на то, что эти выражения нейтральны по своему характеру, собеседник может усмотреть в них нечто обидное для себя, что вызовет соответствующую реакцию. Если Вам и не выскажут это вслух, то обязательно подумают про себя ("Сам такой");

·       не использовать в речи такие слова, как "всегда" и "никогда". Вдумайтесь, насколько по-разному звучат две фразы: "Вы опоздали на работу" и "Вы всегда опаздываете на работу". Это послужит помехой к контакту с подчиненным;

·       очень осторожно и умеренно использовать в речи прямые указания ("Принесите", "Замолчите", "Сделайте немедленно"). Лучше обратите их в форму просьбы или рекомендации, трактуйте их так, чтобы работник воспринимал это как свой добровольный выбор, а не Ваш диктат. У него возникнет желание соответствовать Вашим ожиданиям. В противном случае это вызовет негативное внутреннее сопротивление, поскольку задевает самолюбие;

2)     не делать выводы вместо собеседника и высказывать их вслух:

·       стремитесь не интерпретировать слова другого человека и не толковать их по-своему ("Вы молчите, потому что Вам просто нечего сказать" - в этом случае Вы воспринимаете только то, что хотите, приводя ситуацию к обострению);

·       стремитесь не приписывать другому какие-либо мысли и намерения ("Вы специально опаздываете, чтобы посмотреть, как я на это буду реагировать" или "Вы просто думаете, что я..."). Если Вами правильно "прочитаны" мысли подчиненного, то Вы хороший психолог, но и в этом случае не стоит высказывать их вслух, так как обычно это воспринимается, как стремление унизить собеседника или оказать на него давление.

Естественно, каждый руководитель обладает своим стилем воздействия и общения с сотрудниками. К сожалению, этот стиль одинаков и однообразен, сформирован советским образом администрирования, диктата, оправданного "государственными и партийными интересами".

Казалось бы нелогичным требовать от администратора изменения подхода к общению и воздействию на сотрудников при явной привычке и имеющихся навыках к старой форме обращения у самих служащих. А учет сегодняшних условий труда при рыночной экономике и интересов самих служащих? Придет время, и высококвалифицированные специалисты, пусть методом проб и ошибок, четко обозначат свою "цену" на рынке труда и уже не будут заполнять нишу вакантных рабочих мест, а сами будут выбирать и диктовать условия.

Зачем им терпеть деспотичное, неуважительное к себе отношение и не поискать "нормальных" взаимоотношений в коллективе. Это с одной стороны. Должен же кто-то первым учитывать огромное значение психологического климата в коллективе, индивидуальный подход к каждой личности не только с целью избежания конфликта, но и с эгоистической точки зрения хозяина - повысить производительность труда каждого при минимальных ошибках.

 

 

 

 

Rambler's Top100