Главная Советы психолога Аспекты общения руководителя с подчиненными в зависимости от стиля руководства

 

Основные стили руководства трудовым коллективом

 

Наиболее распространенным стилем руководства или взаимодействия руководства и коллектива считается авторитарный с директивным компонентом:

·       ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признать свои ошибки, нежелание распределять нагрузку, вернее концентрация всех кардинальных вопросов и проблем на себя, независимо от их сложности. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных, недоверие. Консерватизм.

Другой стиль - демократичный с коллегиальным компонентом, кардинально отличается от предыдущего:

·       требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения. Индивидуальный подход к людям. Справедливость, объективность в вопросах поощрения и наказания. Гармоничное сочетание упорства, ответственности и обязательности с конформностью, вниманием, чуткостью к интересам других людей.

В жизни встречается и смешанный стиль, слагающегося из отдельных признаков двух предыдущих, когда деспотизм пытаются смягчать демократическими "добавками" и все делается порывами, импульсивно. Подобной тактики придерживаются руководители со сниженными административно-организаторскими способностями, несмотря на их высокие коммуникативные качества. В этих случаях просматривается сочетание качеств изначально авторитарной, властной личности, специалиста с доминирующей узко-производственной направленностью, ориентирующегося в работе, но не крупного масштаба, с желанием вносить новшества, модные течения в стиле руководства, плохо их дифференцируя.

Встречается и третий, распространенный стиль - пассивного невмешательства с попустительским компонентом:

·       снисходительность к работникам; отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными; склонность перекладывать ответственность в принятии решений. Бездарные и ленивые мечтают о таком "душечке" руководителе.

Несмотря на различные стили в администрировании, существуют правила или закономерности психологического воздействия на личность для оптимального и эффективного взаимодействия, а также для избежания возможного недопонимания, конфликта, разборок и, конечно, ошибок в деятельности.

 

 

 

 

Rambler's Top100