Главная  Советы психолога  Тонкости общения руководителя с лицами, предлагающими свою кандидатуру на вакантную должность

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТОДАТЕЛЮ ПО ПРИЕМУ НА РАБОТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН

 

При приеме на работу несовершеннолетних (от 16 до 17 лет и 11 мес.), возможно на должности технических работ, т.е. при наличии специальности или опыта работы (машинистка, секретарша, курьер, официантка и пр.) или без оной специальности и стажа, - в любом случае психологи рекомендуют проводить в отношении этих лиц психологическое обследование, тестирование. Эта необходимость продиктована следующим:

·       этот возрастной период характеризуется окончательным формированием (психическим и физическим) личности, вернее переходным этапом формирования личности (из юношеского во взрослый - совершеннолетний возраст).

Данный возрастной период не имеет абсолютно очерченные границы (как, например, юридическое обозначение возраста - малолетний возраст оканчивается в 14 лет, совершеннолетие наступает в 18 лет и т.д.) и протекает весьма разнообразно в зависимости от полового различия (сравнительная психология), и от многих других объективных причин:

·       наличие/отсутствие отрицательных факторов при рождении (асфиксия, травмы головного мозга внутриутробные при и после рождения, инфекционные заболевания и т.д.), которые впоследствии могут отразиться на динамике развития ребенка (в виде задержке психического развития), на состоянии нервной системы и особенно на эмоциональной сфере - например, в виде инфантильности, незрелости, детскости эмоциональных реакций, которые оформляют изначально (очерчивают) типы акцентуированных личностей;

·       особенности воспитания:

a)     стиль - гиперопека, диктат, "золушка", гипоопека, вседозволенность, невмешательство или конструктивный, творческий, т.е. сотрудничество и соучаствование;

b)    среда - в условиях полной/неполной семьи, на улице, в детских учреждениях и т.д.

c)     воспитатель - родители (социальный статус родителей), бабушка, опекун, приемные родители, учреждения соцобеспечения (детский дом, интернат и др.);

d)    социальный статус микрогруппы, в которой рос ребенок во всех возрастных периодах, его роли внутри данной группы и степень влияния данной группы на процесс воспитания;

·       особенности развития гормональной, эндокринной, нервной и др. систем организма в переходных возрастных категориях (из младенческого в младший, из младшего в подростковый, из подросткового в юношеский, из юношеского - во взрослый).

 

Очевидно крайне сложно разобраться в результатах взаимодействия столь разноплановых факторов, влияющих на развитие подростка, поэтому остановимся на самом главном.

Следует учитывать, что именно в этот период жизни человека, расстающегося со своим детством, которое полностью еще не ушло, а пора взросления еще не наступила, происходят сложные психологические трансформации. Они выражаются в непоследовательности и неровности реакций (разумность может резко уступить грубой выходке), в чрезмерном проявлении сензитивности и одновременно необъяснимым чувством безжалостности и т.д. Все эти явления имеют, конечно, объяснение:

·       жажда признания в нем взрослого, требование к уважению себя как взрослого при наличии противоречивых способов достижения признания;

·       колебания в отношении своей самооценки, которая еще не сформировалась, плохо осознается, поскольку нет жизненного опыта;

·       максимализм суждений ("я все могу, все хочу и сразу" или "ничего не могу, ни с чем не справлюсь" и т.д.).

Не останавливаясь на случаях благополучного течения психологической трансформации "взросления", считаем необходимым обратить внимание работодателей при приеме на работу несовершеннолетних на два момента:

·       несмотря на то, что несовершеннолетний находится в среде рабочего коллектива, процесс воспитания продолжается и об этом следует заранее позаботиться (следует поручать его непосредственному руководству не только контроль, но и коррекцию, обучение, деловую и психологическую направленность);

·       тактичное соблюдение чувства самоуважения подростка, как одно из условий формирования личности, ее перспективы развития (лишенный чувства самоуважения подросток перестает воспринимать хороший пример и противостоять дурным влияниям).

С этой целью психологи рекомендуют руководителю (взаимоотношения между руководителем и сотрудником), сотрудникам, сослуживцам:

·       проявлять терпение, не спешить с порицанием, а старательность, прилежность и удачи подростка обозначить вниманием и поощрением;

·       максимум требований должно сочетаться с максимальным уважением, содействием росту личности (личность, лишенная перспективы, или не осознающая ее, находится постоянно в состоянии фрустрации).

Неоднократно повторяющиеся состояния фрустрации (частое неодобрение его действий, бестактные замечания в присутствии других лиц, нежелание действенно помочь, подчеркивание его несостоятельности и пр.) могут закрепить в личности следующие характерные черты:

·       вялость, безразличие, безынициативность - у одних;

·       агрессивность, завистливость, озлобленность - у других;

·       изворотливость, приспособленчество, льстивость, угодливость, лживость - у третьих;

·       комплекс неполноценности - у четвертых.

Особое внимание требуют девочки-подростки - высокая "способность" влюбляться у некоторых может и не иметь отрицательных последствий (если объект ее притязаний - сверстник, а не жаждущий приключения молодой женатый руководитель), и все же такую возможность следует учитывать в коллективе с самого начала ее деятельности; естественно, что такие явления трудно предвидеть, тем более запретить, но оговорить эти моменты необходимо крайне тактично и осторожно.

Если все же случилось так (об этом можно судить по поведению, внешним признакам несовершеннолетней), что она питает чувства влюбленности к кому-то из сотрудников, не следует делать следующее:

·       предавать широкой огласке данный факт;

·       отговаривать, это обладает еще большей притягательной силой ("запретный плод сладок");

·       угрожать (сообщить родителям, уволить и пр.), это может привести к отрицательным последствиям, непредсказуемому поступку и пр.

Необходимо провести беседу с несовершеннолетней в доброжелательном тоне, выяснить серьезность данного чувства, как она рисует себе перспективу, какой является ее конечная цель - возможно это чисто платоническое чувство, не заслуживающее порицания, особенно если девочка романтичного склада характера. Но если это серьезное чувство, девочку-подростка не следует оставлять без внимания и заботы (ненавязчиво), необходимо стать ее другом, дать возможность высказать то, что возможно адресовано к другому, подвести ее к тому, чтобы она сама приняла решение уволиться ("с глаз долой - из сердца вон").

Несомненно, самым сложным процессом является убеждение (взрослого очень трудно убедить, а подростка тем более), поскольку:

·       любые аргументы несостоятельны, когда дело касается чувств (можно бесконечно повторять, что данная "любовь" доставляет неприятности многим людям, осложняет жизнь...", а человечек в душе чувствует огромное наслаждение от впервые нахлынувших чувств прекрасного);

·       принуждать личность принять чужую точку зрения (в сугубо интимной сфере, в области сокровенных чувств) - неблагородное, недостойное дело, результаты которого могут остаться скрытыми (внешне она может согласиться с тем, что "любить - это ужасно, не к месту, общество не одобряет" и тому подобные фальшивые заявления, а свое чувство спрятать еще глубже);

·       "подмена" данного прекрасного чувства чем-то другим нереальна, ведь убеждение предполагает отказ человека от своей позиции в пользу той, которую другие считают лучше, актуальней.

Поскольку ни силой, ни убеждением нельзя воздействовать на изменения в душе юной леди - лучший способ избежать столкновения двух противоположных позиций это "возглавить" одну из них, а именно ту, которая овладела ее душой (стать другом, советником и помогать в трудные моменты "душевных мук"), полагаясь на великого лекаря - время.

Также следует относиться терпимо к тому, что раз в месяц на протяжении нескольких дней (особенность женского пола) она может быть более раздражительной, или вялой, замедленной, или в болезненном состоянии (головная боль, недомогание и пр.), не загружать именно в эти дни ответственными заданиями, поручениями, быть снисходительными к проявлениям эмоциональной неуравновешенности.

 

 

Rambler's Top100