Главная Советы психолога Анализ наиболее часто встречающихся личностных акцентуаций, создающих проблемы при увольнении

 

Особенности беседы с несовершеннолетним сотрудником и выяснение мотивации его деятельности, поведения.

 

Особенно внимательным следует быть с молодыми специалистами, не имеющими достаточного жизненного опыта, а также с несовершеннолетними работниками. Прежде, чем расстаться с подростком, необходимо тщательно выяснить мотивы его поведения, деятельности в целом, делая акцент на мотивацию дисциплинарных поступков. Варианты оправданий могут быть очень различны, но следует рассматривать самые неблагополучные.

В тех случаях, когда удается выяснить, что объяснения имеют поверхностный характер - легкомыслие, вымышленность, лживость, облегченное отношение к происходящему, бравада и т.д. можно предполагать:

a)     наличие факторов эндогенного характера (внутреннего происхождения) - последствия поражения нервной системы, травмы головного мозга, перенесенных инфекционных заболеваний, алкоголизма родителей до рождения ребенка и пр.), которые способствуют дисгармоничному развитию личности, в частности, оформлению дефектов характера, эмоций;

b)    наличие факторов экзогенного плана, важную роль в которых выполняет процесс воспитания (в и вне семьи), влияющий на формирование личности, в данном случае - отрицательном:

·       ретардация (задержание, опаздывание) психического развития, преобладание инфантилизма, детскости в структуре личности;

·       формирование патологических черт характера.

Если эти выводы, наблюдения, будут иметь и подтверждающий документ, необходимо ставить в известность родителя, опекуна и пр. о причинах увольнения, чтобы они заботились, консультировали, трудоустраивали и т.д. своего ребенка. Бывают ведь случаи, когда дети не утруждаются уведомить своих родителей или опекунов, что они давно уволены и бесконтрольно коротают время в обществе аморальных или даже преступных элементов.

В обоих случаях можно говорить о несформированности морально-этических норм поведения - отсутствии чувства ответственности, обязательности, исполнительности, долга, совести.

Подтверждением этому могут служить облегченное реагирование, т.е. эмоциональная незрелость, а также наличие у несовершеннолетнего социальных возможностей (статус родителей, их способность дальнейшей опеки или трудоустройства своего ребенка). При наличии черт несамостоятельности, безответственности и зависимости от возможностей родителей, которые привили эти качества - ситуация небезнадежна (для юноши, девушки) - родители обеспечат новым рабочим местом.